Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
4) стимулируют жилищное строительство;
5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах;(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ)
6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;
7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;
8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ.

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Пункт дополнительно включен с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 263-ФЗ)

Комментарий к статье 2 ЖК РФ

Статья 2 ЖК РФ устанавливает порядок обеспечения условий для реализации гражданами права на жилище. Такие условия, по замыслу законодателя, прежде всего должны обеспечиваться органами государственной власти и местного самоуправления. Именно они, являясь проводниками государственной жилищной политики, в пределах своей компетенции должны поощрять жилищное строительство, а также обеспечивать создание условий для осуществления права на жилище.

В целях выполнения этой обязанности, закрепленной не только в ЖК РФ, но и в Конституции Российской Федерации, государственные и муниципальные органы, в частности, обязаны:

содействовать развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения жилищных потребностей граждан. Под содействием развитию рынка жилья следует понимать, во-первых, выработку и реализацию комплекса управленческих и хозяйственных мер, создающих наиболее благоприятные условия для гражданского оборота жилых помещений. При этом указанные меры могут быть направлены как на организации, так и на граждан, для которых, например, могут быть разработаны соответствующие программы социального обеспечения жильем, и т.д. Во-вторых, содействие подразумевает устранение существующих или возможных юридических или фактических препятствий для свободного оборота жилых помещений. Такие препятствия должны устраняться в рамках закона независимо от того, по чьей вине они возникли;

использовать бюджетные и иные денежные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений;

предоставлять гражданам в установленном порядке жилые помещения по договорам социального найма и найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах. В данном случае речь идет, во-первых, о предоставлении жилья в социальный наем гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но в силу своего материального положения не способным самостоятельно удовлетворить жилищную потребность. Во-вторых, о предоставлении жилья в коммерческий наем гражданам, также нуждающимся в жилье, но имеющим возможность оплачивать его наем в полном объеме;

обеспечивать государственный контроль за исполнением жилищного законодательства, защиту прав собственников недвижимости в жилищной сфере, прав пользователей жилых помещений и потребителей коммунальных услуг. Под государственным контролем за исполнением жилищного законодательства следует понимать, во-первых, контроль за соблюдением жилищных прав граждан, исполнением ими своих жилищных обязанностей, во-вторых, контроль за действиями всех остальных участников жилищных отношений с целью обеспечения их правомерного поведения в жилищной сфере. Защита прав собственников жилищной недвижимости, прав пользователей жилых помещений и потребителей коммунальных услуг подразумевает, что органы государственной власти и местного самоуправления содействуют реализации правовых методов самозащиты права собственности, права владения и пользования жильем, а в случаях, прямо предусмотренных законом, осуществляют непосредственную защиту указанных прав, используя при этом свои административные, экономические и хозяйственные возможности;

стимулировать жилищное строительство в соответствии со спросом и потребностями граждан, обеспечивать контроль за соблюдением требований проектов, государственных норм и стандартов в строительстве. Стимулирование жилищного строительства - создание благоприятных условий для возведения новых жилых помещений. Такое содействие может осуществляться как в административном, так и в экономическом и хозяйственном аспектах. При этом комплекс мер по стимулированию жилищного строительства в своей основе должен иметь глубинный анализ спроса и предложения на рынке жилья, а также анализ потребности в жилье социально незащищенных категорий граждан, с тем, чтобы, с одной стороны, вновь возводимого жилья было достаточно для планомерной реализации его на рынке, а также для распределения среди нуждающихся. С другой стороны - не должно происходить перепроизводства жилых помещений, т.е. строительство их в таких объемах, которые не сможет потребить рынок жилых помещений. Ведь перепроизводство жилья, как и любой другой продукции, оказывает негативное влияние на экономику того или иного населенного пункта или региона. Следовательно, уполномоченные органы обязаны проводить анализ жилищного спроса и предложения, разрабатывать обоснованные программы жилищного строительства.

ЖК РСФСР не знал аналогичной нормы. Статьи 11 - 15 прежнего Кодекса содержали лишь разграничение полномочий между государственными органами Союза ССР, РСФСР, автономных республик, краев и областей, а также городскими, районными, сельскими и поселковыми органами государственной власти в сфере управления жилищным фондом и жилищными отношениями. Эта группа норм регулировала в первую очередь административные отношения, связанные с управлением в жилищной сфере. Комментируемая статья, в отличие от указанных статей ЖК РСФСР, акцентирует внимание прежде всего на полномочиях государственных органов и органов местного самоуправления по содействию реализации, обеспечению и защите жилищных прав и обязанностей субъектов жилищных отношений. Следовательно, ст. 2 ЖК РФ имеет социально-гражданскую направленность, тогда как указанные статьи ЖК РСФСР решали прежде всего вопросы административного характера.

Другой комментарий к статье 2 Жилищного Кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи базируются на норме, содержащейся в ч. 2 ст. 40 Конституции РФ: органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

2. В Конституции РФ закреплен принцип разделения властей на законодательную (ст. ст. 94 - 109), исполнительную (ст. ст. 110 - 117) и судебную (ст. ст. 118 - 129).

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание (ст. 94 Конституции РФ), состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 95 Конституции РФ).

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. ст. 130, 131 Конституции РФ).

Таким образом, прочитав в комментируемой статье об органах государственной власти и органах местного самоуправления, обеспечивающих условия для осуществления гражданами права на жилище, следует иметь в виду соответствующие обязанности:

1) органов государственной власти Российской Федерации:

а) представительного и законодательного органа Российской Федерации - Федерального Собрания;

б) высшего органа исполнительной власти Российской Федерации - Правительства РФ;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) представительных органов государственной власти;

б) исполнительных органов государственной власти;

3) органов местного самоуправления, которые также подразделяются на представительные и исполнительные.

3. Рассматривая положения, включенные в ст. 2 ЖК РФ, нельзя не видеть их некоторую "разнокалиберность". Некоторые из них в какой-то мере конкретизированы. Они представляют собой полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений (см. п. 3 ст. 2 (ср. с п. п. 3 - 6 ст. 12, п. п. 4 - 5 ст. 13, п. 5 ч. 1 ст. 14), п. 6 ст. 2 (ср. с п. 17 ст. 12, п. 8 ст. 13, п. 9 ч. 1 ст. 14). Другие указания предельно абстрактны. Но и те и другие имеют целью обозначить совокупность различного рода действий всех органов власти и местного самоуправления, обеспечивающих условия для осуществления права граждан на жилище. Поэтому естественно, что, во-первых, воедино сведено перечисление экономических, организационных, юридических и других "моментов", в той или иной степени относящихся к обеспечению права граждан на жилище. Во-вторых, перечисленные обязанности несут все названные органы. Однако содержание той или иной обязанности каждого из них специфично, каждый из этих органов исполняет одноименные обязанности по-своему. Например, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 2 ЖК).

Конспективно распределение компетенции между различными органами в указанной сфере можно отразить так:

1) органы государственной власти РФ принимают Жилищный кодекс, в котором определяются основные принципы и общие начала организации учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределения жилья и т.д.; принимают другие федеральные законы и нормативные правовые акты, которыми определяются правила (по терминологии п. 3 ст. 2 ЖК - "устанавливается порядок") предоставления государственного и муниципального жилья, в том числе определяют иные (кроме малоимущих) категории граждан, которым жилье предоставляется в социальный наем, и устанавливают порядок предоставления жилья этим гражданам (а отдельные органы наделяются и правом предоставлять жилье);

2) органы государственной власти субъектов Федерации определяют порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливают категории граждан, которые могут получить жилье жилищного фонда данного субъекта Федерации в социальный наем, и указывают органы, принимающие решения о предоставлении такого жилья, и т.д.;

3) органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принимают решения о предоставлении жилья, заключают договоры найма и т.д.

Таким образом, для того, чтобы определить обязанности каждого органа в деле обеспечения права граждан на жилище, необходимо обратиться к Конституции РФ, законодательству о соответствующем органе государственной власти, местного самоуправления, актам жилищного законодательства и т.д.

4. Следует еще раз подчеркнуть, что в комментируемой статье с учетом цели жилищной политики - обеспечение права граждан на жилище - определен предмет деятельности органов государственной власти и местного самоуправления с точки зрения экономической, организационной, юридической и пр. Соответствующие действия осуществляются указанными органами в пределах их компетенции.

Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в жилищно-правовой сфере устанавливается ст. ст. 12 - 14 ЖК РФ, а также иными актами, определяющими статус этих органов.

Комментарии и консультации юристов по ст 2 ЖК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 2 ЖК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.