Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ).

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ).

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Комментарий к статье 52 ЖК РФ

Статья 52 ЖК РФ определяет порядок и основания принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 1 данной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые в установленном порядке приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений гражданам, не состоящим на таком учете, допускается только в случаях, прямо установленных ЖК РФ.

Право состоять на учете имеют граждане, признанные органами местного самоуправления малоимущими (см. комментарий к ст. 49 ЖК РФ) и условия проживания которых позволяют признать их нуждающимися в жилых помещениях (см. комментарий к ст. 51 ЖК РФ).

ЖК РФ установил две основных группы граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Это, во-первых, малоимущие, во-вторых, граждане, указанные в федеральном законе, указе Президента Российской Федерации или законе субъекта Российской Федерации.

Если возникает ситуация, при которой один и тот же гражданин вправе претендовать на получение жилого помещения одновременно как малоимущий и как относящийся к категории, установленной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, то такой гражданин в соответствии с п. 2 комментируемой статьи может встать на учет либо как малоимущий, либо как относящийся к категории, указанной в соответствующих законах, либо одновременно по обоим основаниям.

Следует добавить, что Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 250-ФЗ в пункт 2 комментируемой статьи внесены изменения, вступившие в силу 11 января 2007 г. Ниже приводится сравнительная таблица текстов п. 2 ст. 52 ЖК РФ.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Пункт 2 статьи 52 ЖК РФ │

├───────────────────────────────┬────────────────────────────────┤

│ до 11 января 2007 г. │ после 11 января 2007 г. │

├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

│Состоять на учете в качестве │Состоять на учете в качестве │

│нуждающихся в жилых помещениях │нуждающихся в жилых помещениях │

│имеют право указанные в │имеют право указанные в │

│статье 49 настоящего Кодекса │статье 49 настоящего Кодекса │

│категории граждан, которые │категории граждан, которые могут│

│могут быть признаны нуждающи- │быть признаны нуждающимися в │

│мися в жилых помещениях. Если │жилых помещениях. Если гражданин│

│гражданин имеет право состоять │имеет право состоять на указан- │

│на указанном учете по несколь- │ном учете по нескольким основа- │

│ким основаниям (как малоимущий │ниям (как малоимущий гражданин и│

│гражданин и как относящийся к │как относящийся к определенной │

│определенной федеральным зако- │федеральным законом, указом │

│ном или законом субъекта Рос- │Президента Российской Федерации │

│сийской Федерации категории), │или законом субъекта Российской │

│по своему выбору такой гражда- │Федерации категории), по своему │

│нин может быть принят на учет │выбору такой гражданин может │

│по одному из этих оснований или│быть принят на учет по одному из│

│по всем основаниям │этих оснований или по всем │

│ │основаниям │

└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘

Новая редакция п. 2 комментируемой статьи отражает право Президента Российской Федерации своими указами определять иные категории граждан, не являющихся малоимущими, но имеющие право претендовать на предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления. Для этого такие граждане должны подать соответствующие заявления.

Заявление о принятии на учет подается в орган местного самоуправления по месту жительства нуждающегося гражданина. Подача такого заявления в орган местного самоуправления не по месту жительства гражданина допускается в случаях, прямо предусмотренных ЖК РФ.

Если нуждающийся гражданин является недееспособным, то заявление от его имени в орган местного самоуправления должно быть подано законным представителем такого гражданина.

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи к заявлению о принятии на учет гражданин должен приложить документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Орган местного самоуправления, принявший заявление гражданина, выдает ему расписку с указанием перечня принятых документов и даты их поступления.

После принятия заявления орган местного самоуправления рассматривает заявление и приложенные к нему документы. Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет должно быть принято органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать рабочих дней после получения документов.

Если орган местного самоуправления принял положительное решение о постановке гражданина на учет, то он обязан не позднее чем через три рабочих дня с даты принятия такого решения выдать или выслать гражданину документ, подтверждающий принятие такого решения.

Согласно п. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органами местного самоуправления учета нуждающихся в жилье граждан устанавливается в каждом субъекте Российской Федерации путем принятия соответствующего закона.

Следует отметить, что порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, практически не изменился, по сравнению с порядком, установленным ранее действовавшим ЖК РСФСР.

Согласно ст. 31 ЖК РСФСР заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны были подаваться в соответствующие органы по месту жительства граждан. Указанные органы рассматривали такие заявления в течение одного месяца. О постановке на учет граждане письменно уведомлялись.

Единственным существенным отличием норм нового и старого Кодексов является возможность постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, которая была предусмотрена ЖК РСФСР.

Другой комментарий к статье 52 Жилищного Кодекса РФ

1. В социальный наем жилье предоставляется только тем гражданам, которые состоят на учете. Представляет некоторую сложность установление случаев, когда допустимо отступление от этого правила (ч. 1 комментируемой статьи).

Гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, по договору социального найма могут предоставляться жилые помещения, освободившиеся в коммунальной квартире (см. ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК и соответствующий комментарий).

Гражданам, которые имеют право получить жилье вне очереди (ч. 2 ст. 57 ЖК), могут предоставляться жилые помещения и в случае, если они не состояли на учете.

2. На учет для получения жилых помещений в социальный наем принимаются нуждающиеся в жилых помещениях:

- малоимущие граждане;

- иные граждане, указанные в законе (федеральном законе, законе субъекта Федерации) или указе Президента РФ.

Учет ведется раздельно по каждой из этих категорий граждан. Если нуждающийся в жилом помещении гражданин является малоимущим и в то же время относится к иной категории граждан, которые в соответствии с законом имеют право получить жилье в социальный наем, то он может встать на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК).

3. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления. Причем эти органы ведут как учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, которым будут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда, так и учет других нуждающихся в жилье граждан, которые в соответствии с законом могут получить в социальный наем жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Федерации.

Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Федерации может быть предусмотрено, что учет тех граждан, которые не являются малоимущими, но имеют право на жилье жилищного фонда социального использования, осуществляется в ином порядке (не органами местного самоуправления), например органами юридических лиц (по месту работы таких граждан).

4. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства граждан <1>. Если это допускается законодательством, граждане могут встать на учет и не по месту своего жительства. Так, работникам, высвобождаемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства <2>.

--------------------------------
<1> Несомненно, что немало затруднений вызывает существующий в законодательстве понятийный и терминологический разнобой. Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК). В ЖК РФ понятия "место жительства гражданина" и "населенный пункт, в котором проживает гражданин" отождествляются. Между тем территория муниципального образования далеко не всегда ограничивается территорией населенного пункта. Так, муниципальным образованием может быть и сельский район, включающий в себя ряд населенных пунктов. По-видимому, в таких случаях орган местного самоуправления будет вести учет граждан раздельно по различным населенным пунктам, входящим в данное муниципальное образование.
<2> См.: Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033.

Как представляется, и в этих случаях ничего не мешает гражданину состоять на учете по месту жительства и одновременно в органе местного самоуправления по предполагаемому месту жительства.

5. Несовершеннолетних граждан (ими считаются лица, не достигшие возраста 18 лет) в жилищных отношениях по общему правилу <1> представляют их законные представители - родители, опекуны или попечители <2>.

--------------------------------
<1> Исключение из этого правила составляет, например, указание, содержащееся в ч. 1 ст. 111 ЖК РФ, в силу которого членом кооператива может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста.
<2> Над малолетними (гражданами, не достигшими возраста 14 лет) устанавливается опека (ст. 32 ГК). Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство (ст. 33 ГК).

При постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях несовершеннолетних граждан от их имени действуют (подают заявление и т.д.) родители, усыновители, опекуны или попечители.

Постановка на учет граждан, ограниченных в дееспособности, осуществляется по заявлению их попечителей.

При постановке на учет граждан, признанных недееспособными, от их имени действуют опекуны.

В большинстве случаев гражданин, обращаясь с заявлением о постановке на учет, действует от собственного имени (и в своих интересах), а также от имени других граждан (членов своей семьи, в том числе несовершеннолетних граждан, граждан, ограниченных в дееспособности или признанных недееспособными).

6. Граждане принимаются на учет на основании их заявлений. Естественно, к заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие право состоять на учете, в частности документы, подтверждающие состав семьи, свидетельствующие о том, что граждане, обратившиеся с заявлением, являются малоимущими, подтверждающие их право быть признанными нуждающимися в жилом помещении.

7. С целью максимально обеспечить права граждан в ЖК РФ включено большое число весьма детализированных норм инструктивного характера, в том числе регламентирующих отношения, возникающие по поводу принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях. К ним относятся указания о выдаче расписки в получении заявления и прилагаемых к нему документов (с перечнем документов и указанием даты их получения), о том, что должно быть рассмотрено заявление и принято решение в течение 30 рабочих дней, о необходимости извещения гражданина о принятом решении в течение трех рабочих дней.

В случае отказа в принятии на учет соответствующее решение должно быть мотивировано (см. ст. 54 ЖК и комментарий к ней).

8. При установлении порядка ведения учета обычно воспроизводятся нормы ЖК РФ и, кроме того, вводится большое число норм процедурного характера (о ведении книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, учетных дел и т.д.) <1>.

--------------------------------
<1> Приказом Минрегиона России от 25 февраля 2005 г. N 18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.

Комментарии и консультации юристов по ст 52 ЖК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 52 ЖК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.